Юристы по защите интеллектуальной собственности помогут защитить ваши нематериальные активы. Рассказываем об услугах ООО “Правовая основа” в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Нет времени читать статью? Тогда позвоните нам и получите консультацию юриста по интеллектуальной собственности.
споры по поводу прав на произведение, использованное третьим лицом без согласия правообладателя
вопросы, затрагивающие права на товарный знак или знак обслуживания
составление договоров авторского заказа или договоров о передаче прав пользования на исполнение
сопровождение спора, вытекающего из претензий к клиенту со стороны РАО или ВОИС
участие в переговорах по контракту между лейблом и исполнителем
экспертиза нарушения исключительных прав
Все чаще в группу актуальных вопросов права попадают предприниматели и юридические лица, занимающиеся производством медиа-продуктов или Media production.
В нее входят отношения, возникающие из договоров продюсирования, договоров об отчуждении исключительных прав, лицензионных договоров.
Создание медиа-продукта требует для продюсера не только умения подобрать фактический персонал для его реализации, но и готовности юридически обоснованно и законно проработать структуру будущих сделок, связывающих отношения участвующих в них лиц, а также их основные условия, от которых зависит приобретение исключительных прав на итоговый продукт интеллектуальной деятельности.
Сложности в такого рода отношениях, как правило, вызваны либо слабым представлением менеджмента компаний о такого рода договорах, либо, что бывает еще чаще, нежеланием этих компаний участвовать в судебных спорах с теми, чей круг, учитывая сферу медиа-бизнеса, ограничен весьма определенным объемом игроков.
Тем не менее, своевременный анализ будущих взаимоотношений, скажем, лицензиатов и лицензиаров, авторов произведений, исполнителей, производителей фонограмм может помочь исключить на стадии подготовки соглашений ряд рисков, а также обеспечить их стороны более ясным представлением о том, какие права и обязанности возникают у них по сделке.
Когда клиенты обращаются к нам, например, за помощью в составлении грамотного продюсерского договора, то приходится объяснять им всю сложность вопроса, вызванную сочетанием в такого рода сделке различных видов договоров (авторский заказ, агентские услуги, услуги общего характера, передача исключительных прав). Стоит также проводить и параллели с договором о совместной деятельности, имеющим прямое соотношение с вышеприведенным договором.
Общая очевидность такой сделки граничит в этом случае с кропотливой работой по подготовке продюсера к широкоформатным отношениям как с артистом, так и с третьими лицами, с которыми ему нужно будет взаимодействовать. Зачастую продюсер воспринимает себя только как будущего владельца прав на все произведения артиста и даже его псевдоним. Вместе с тем, прозрачность таких ожиданий весьма спорна, поскольку права на тот же псевдоним не могут быть переданы лицом, которое его законно использует в целях идентификации личности.
Вообще, как показывает практика арбитражных судов и Суда по интеллектуальным правам, и юридические лица и предприниматели все еще находятся в стадии добровольно-произвольного определения условий своих сделок, пренебрегая не только императивными требованиями закона, но и общеустановленными правилами допустимого добросовестного поведения.
Как уже было сказано, это вызвано прежде всего неподготовленностью самого бизнеса к обновленным формам и правилам поведения, установленным законодательством, постоянного обновления требований в данной сфере и т.п. Однако, отсутствие в ряде судебных актов единообразия позволяет нам убедиться и в том, что правоприменитель все еще находится в стадии освоения постоянно меняющегося закона, который законодатель «подгоняет» под ускоренное развитие общественных отношений.
Кейс
Составили клиенту договор продюсирования
Обращение клиента с задачей оказать ту или иную услугу не всегда оказывается готовым к быстрой реализации, особенно в сфере услуг, где нематериальные активы оказываются главным объектом притязаний, прав и интересов.
Не так давно один из наших юристов готовил клиенту проект договора о продюсировании, задачей которого изначально было в течение двух дней составить договор с артистом, который бы предусматривал переход к продюсеру всех исключительных прав на песни при оказании в пользу такого артиста услуг по SMM продвижению, организации концертов, студийной записи произведений и иных связанных с этим услуг.
Между тем, сложность работы определялась не столько сжатым сроком подготовки договора, сколько не всегда полным пониманием клиента о существе договора, фактически являющегося смешанным и сочетающим в себе элементы различных договоров.
Услуги, авторский заказ, агентирование, отчуждение исключительных прав – все это не умещается в категорию единого договора, который бы мог быть предусмотрен законом.
Статья 421 ГК РФ допускает сторонам заключать смешанный договор, который в своем существе может сочетать элементы вышеприведенных договоров.
На подготовку проекта конечно было недостаточно два дня.
Такие договоры, отметим, часто выходят за представления его сторон о праве.
Клиент может просить юриста включить в такой договор условие о его праве на псевдоним артиста, который тот использует в своей сценической работе.
Однако такое условие противоречит ст. 19 ГК РФ и включать его в договор значит обрекать такое условие на признание его недействительным.
Аналогичные правила касаются и желаний клиентов, скажем, получить права на композиции, которые артист уже имеет к моменту заключения договора. В авторский заказ такие композиции входить не могут, поэтому такие условия включать в договор нельзя.
В целом работа по подготовке проектов договоров требует прямого контакта с тем, кто хочет использовать проект в своей работе с контрагентом.
Объяснение юридических последствий включения в договор положений, противоречащих императивным нормам, неизбежно.
Кроме того, это позволяет сделать договор рабочим и вносит в отношения сторон изначальный элемент разумности и добросовестности, что отвечает ст. 9, 10 ГК РФ.
Окончание работы было завершено итоговым проектом со значительным объемом положений и условий с тем, чтобы клиент мог не только реализовывать свои права, но и надлежащим образом исполнить свои обязательства перед артистом, права которого нарушаемы быть не должны в любом положении.
Защита средств индивидуализации
Стоит иметь ввиду, что не менее важным стоит сегодня и вопрос индивидуализации компаний и бизнеса в целом.
Количество юридических лиц растет пропорционально желанию любого и каждого обрести экономическую самостоятельность. Между тем, закон допускает регистрацию тех же обществ с ограниченной ответственностью с любым его наименованием, что очевидно исключает прямую индивидуализацию такого лица на рынке.
В таких случаях приобретение прав на коммерческое обозначение или защита прав на фирменное наименование начинают обретать все более значимый вес. В эту же сферу интересов входят и права на товарные знаки, определяющие идентификацию продукта, который производит коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.