В данной статье мы разберем основные причины отказа в выдаче лицензии, основания отказа, а также порядок обжалования отказа в выдаче лицензии.
Если Вам нужна консультация юриста по вашей ситуации с отказом в выдаче лицензии, напишите нам и мы ответим.
Лицензия — это официальное государственное разрешение на занятие определенной предпринимательской деятельностью. Как правило еще до начала процедуры лицензирования у предпринимателя уже имеются планы осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе различные договоренности, перспективы заключения выгодных контрактов и так далее. Кажется, что все зависит лишь от одной бумаги, получить которую — дело техники. К тому же предпринимателем уже сделано все необходимое: приобретено оборудование, обучены работники, подготовлены все необходимые документы и т.п.
Вместе с тем процедура получения лицензии является довольно сложной, иногда даже состоит из нескольких стадий, на каждой из которых приходится взаимодействовать с тем или иным государственным органом. В конечном итоге все зависит от решения лицензирующего органа. И это решение далеко не всегда может быть положительным. Решения об отказе в предоставлении лицензии встречаются очень часто.
Причины отказа в выдаче лицензии можно разделить на две группы:
- Причины, которые зависят от соискателя лицензии. Например, это недостаточное знание законодательства, в связи с чем соискатель допускает ошибки в представляемых документах. Либо это легкомысленное отношение к проверочным мероприятиям, когда например, вместо одной машины, которая заявлена на лицензирование, предоставляется такая же, но другая. Либо если приборы и механизмы оказываются с просроченными к моменту проверки документами (поверками и т.п.).
- Причины, которые не зависят от соискателя лицензии, а относятся к лицензирующему органу. К примеру, это излишний формализм, бюрократизм, крючкотворство проверяющих, готовых придраться к любой запятой. Либо напротив, непрофессионализм проверяющих, которые могут требовать от соискателя то, что законом не предусмотрено, и отказать в лицензии незаконно.
Соискателю лицензии нужно не только самому не допустить ошибок, но и не быть наивным в отношении должностных лиц лицензирующего органа. С точки зрения законодательства, а также логики и здравого смысла, кажется что государственный орган должен помочь предпринимателю: подсказать и разъяснить все требования до начала проверки, проверить комплектность поданных документов и правильность их заполнения. А если что-то может пойти не так во время лицензионной проверки, то лицензирующий орган своевременно скажет как можно устранить замечания, чтобы не получить отказа.
Однако, как показывает наша практика, рассчитывать на такое отношение со стороны лицензирующего органа не стоит.
Дело в том, что лицензирующие органы смотрят на ситуацию по другому. У них, как и у большинства государственных структур, имеются свои представления о смысле и задачах взаимодействия с предпринимателями. Тот факт, что предприниматель долго готовился и старается выполнить лицензионные требования — как правило не имеет для государственного органа никакого значения. Еще меньше чиновников заботит то, что предприниматель уже вложил значительные средства в бизнес, и отказ в выдаче лицензии может повлечь убытки или даже привести предприятие к банкротству.
К сожалению государственные служащие зачастую действуют не в парадигме сотрудничества и взаимодействия с предпринимателями. Напротив, к соискателям лицензии относятся враждебно, не предоставляют никакой информации о ходе процедуры лицензирования, не знакомят с приказами и актами по проверке, не просят пояснить что-то, что вызывает какие-то вопросы проверяющих, а используют любой возможный повод для отказа в предоставлении лицензии.
Причин такого поведения лицензирующих органов множество: от внутренней бюрократической кухни с её «палочной системой» и постоянными внутренними проверками, запуганности рядовых служащих, их низкой профессиональной квалификации, до банальной коррупции. Стоит отметить, что процедура лицензирования является одной из самых коррумпированных административных процедур.
Уменьшить риск отказа в выдаче лицензии может либо тщательная подготовка к лицензионной проверке с изучением законодательства и разъяснений лицензирующих органов, либо обращение к специализированным организациям, имеющим опыт в сфере лицензирования.
Оставьте заявку
И мы проконсультируем Вас по отказу в выдаче лицензии!
Согласно Федеральному закону “О лицензировании”, оснований отказа в предоставлении лицензии всего два:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Первое основание отказа как правило выявляется в ходе документарной проверки, которая проводится сразу после подачи соискателем заявления на лицензирование. Некоторые лицензирующие органы очень любят отказывать именно по этому основанию, выискивая малейшие ошибки, опечатки и несостыковки в документах. Если отказ последовал исключительно по причине таких технических ошибок, опечаток и т.п., то в таком случае есть шанс оспорить такой отказ. Дело в том, что судебная практика (как и здравый смысл) говорит о том, что исключительно по причине опечаток отказать в выдаче лицензии нельзя.
Следует отдельно выделить ошибки в самом заявлении на лицензирование. Дело в том, что для устранения подобных ошибок законом предусмотрена специальная процедура на этапе регистрации заявления о лицензировании. Лицензирующий орган обязан в течение трех дней с момента поступления заявления проверить его на наличие ошибок и опечаток. Если такие будут найдены, то соискателю дается месячный срок на их устранение.
Однако лицензирующие органы иногда не выявляют ошибки в заявлении на стадии принятия заявления, а потом по результатам документарной проверки сообщают об отказе в выдаче лицензии. Это также является незаконным.
Другое дело, если ошибки касаются самих документов, прилагаемых к заявлению, и не могут быть быстро устранены. К примеру, в правоустанавливающих документах на недвижимость или на транспортные средства содержатся ошибки и опечатки, не позволяющие идентифицировать данные объекты. В таком случае, скорей всего лицензирующий орган будет прав, если откажет в выдаче лицензии.
Второе основание отказа – это установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям. Это основание как правило выявляется в ходе выездной проверки. К примеру, в ходе проверки отсутствует заявленная техника, или она находится в неработоспособном состоянии. Некоторые инспекторы идут на встречу в определенных ситуациях, к примеру, если о проверке сообщили за небольшой период времени, и машина просто вышла в рейс и не успела вернуться. Но по закону о выездной проверке лицензирующий орган имеет право сообщить не позднее чем за сутки до ее начала. И если формально этот срок был соблюден, а машины нет, то лицензирующий орган имеет полное право отказать в выдаче лицензии.
Большая проблема нашего российского законодательства – это нечеткие и (или) противоречивые лицензионные требования во многих видах лицензирования. К примеру, лицензионное требование может отсылать на какие-то подзаконные акты, которых очень много. В такой ситуации у проверяющих органов появляется поле для собственного усмотрения. Одни и те же лицензирующие органы, находящиеся в разных регионах, зачастую требуют совершенно разные вещи от соискателей лицензии. В ряде случаев такие требования являются явно надуманными.
Поэтому если Вам отказали в выдаче лицензии по сомнительным основаниям – рекомендуем Вам проконсультироваться у юриста, прежде чем принимать решение: обжаловать ли отказ или нет. Если отказа еще нет, но проверяющий уже устно сообщил о том, что будет отказывать и указал по какой причине, также советуем проконсультироваться со специалистами. Возможно удастся в ходе переговоров убедить проверяющих изменить свое решение (к примеру, если оно явно не соответствует закону).
Для начала необходимо внимательно проанализировать основания для отказа в предоставлении лицензии на соответствие их законодательству. Безусловно возможна ситуация когда имели место существенные просчеты при подготовке предпринимателя к процедуре лицензирования. Это может быть не только в силу незнания или небрежности самого соискателя лицензии, но и потому, что законодательство о лицензировании в России сложное и запутанное.
Если после анализа станет понятно, что отказ является законным и обоснованным, вывод следует только один — необходимо устранять выявленные нарушения и подавать повторно заявление на лицензирование.
Но как поступить, если основания для отказа незаконны?
В этой ситуации также нужно все тщательно проанализировать и обдумать, чтобы понять, каким образом надо действовать. Вариантов несколько.
Первый вариант — не идти на конфликт и попробовать найти компромисс.
Этот вариант предполагает пойти по пути устранения «замечаний» лицензирующего органа, то есть подать заявление и документы на лицензирование повторно.
Как правило всем соискателям нужно как можно быстрее получить лицензию. Обжалование отказа может длиться дольше по времени. Кроме того, многие соискатели боятся «ссориться» с проверяющими, во избежание проверок в будущем. Но существенный минус такого решения — это то, что нет гарантий, что не откажут повторно. Подобных прецедентов довольно много. В конечном итоге времени потратить можно еще больше и не добиться результата. Кроме того, идя на поводу у проверяющих, которые откровенно нарушают закон, предприниматели создают у этих чиновников ощущение безнаказанности и вседозволенности. Это не позволит избежать проверок в будущем. Наоборот, и проверки будут проводиться, и незаконные требования вновь будут предъявляться.
Тем не менее, при выборе такого варианта, можно дать определенные рекомендации.
Чтобы сократить сроки получения лицензии и избежать повторного необоснованного отказа по надуманным основаниям, можно попробовать провести с проверяющими переговоры и объяснить, что отказ очевидно незаконный и может быть обжалован в суд. Одновременно с этим можно предложить компромиссный вариант в виде отказа от обжалования решения лицензирующего органа, повторной подачи документов с устранением выявленных «нарушений», но с условием существенного сокращения сроков повторной проверки. Если дать понять, что вы хорошо разбираетесь и в законодательстве и в судебной практике, то это может произвести нужный эффект. В нашей практике лицензирующие органы на такие предложения соглашались (иногда и сами их предлагали в процессе переговоров).
Второй вариант — обжалование необоснованного отказа.
Существует две процедуры обжалования отказа в выдаче лицензии: в административном порядке, то есть в вышестоящий лицензирующий орган, или в судебном порядке.
Смысла в административном порядке обжалования мы видим мало. Лицензирующие органы часто представляют собой единую систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящими, живущую по единым правилам, со своей внутренней «бюрократической кухней», поэтому крайне маловероятно, что вышестоящий орган удовлетворит жалобу.
Более перспективным представляется судебный порядок обжалования. Во-первых, суды не связаны с лицензирующими органами какими-либо внутренними взаимными обязательствами («цеховой или корпоративной солидарностью», системой статистических показателей и т.п.). Во-вторых, отказ в предоставлении лицензии обжалуется в арбитражные суды. По сравнению с судами общей юрисдикции, шансов на успех в спорах с государственными органами в арбитражном суде больше.
При принятии решения об обращении в суд необходимо тщательно проанализировать перспективы судебного процесса. В первую очередь необходимо проанализировать судебную практику по похожим спорам. Мы такой анализ делали неоднократно и видели множество ситуаций, когда предприниматели обращались в суд с заведомо проигрышными ситуациями. Тут следует заметить, что положительной судебной практики обжалования соискателями лицензий отказов в принципе не так много. Тем не менее такая практика есть. Есть она и у специалистов нашей фирмы.
Перед обращением в суд следует обратить внимание на следующие моменты:
Во-первых, это короткий срок обжалования решения об отказе – всего три месяца с момента когда стало известно о нарушении прав (как правило с момента получения решения об отказе в выдаче лицензии).
Во-вторых, обращаться в суд нужно будет по месту нахождения соответствующего лицензирующего органа. Если к примеру, орган находится в г. Москва, то и обращаться надо будет в Арбитражный суд г. Москвы.
В заключение отметим, что мы считаем, что если отказ в выдаче лицензии очевидно необоснованный и имеются хорошие судебные перспективы его обжалования, то это будет являться верным решением. Преимущества такого решения очевидны: во-первых, это законный и недорогой способ защиты своих прав (госпошлина составляет всего 3000 рублей, расходы на наши услуги как представителей могут быть оплачены в рассрочку или даже по результату), во-вторых, это правильный шаг и с морально-нравственной точки зрения. При победе в суде, в будущем подобных незаконных и необоснованных действий государственных органов станет меньше, а значит можно хоть и немного, но улучшить таким образом наше государство.
Остались вопросы?
Свяжитесь с нами:
Правовая компания “Основание”
тел. : 89045882424
email: licenz@pravosnova.ru
Или оставьте ваши контакты
Мы ответим Вам в ближайшее время